Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS)

Ключевой персонал: 
Авдеева Светлана Михайловна
Третьякова Елена Львовна
Дубовик Светлана Маратовна
Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS)
Направления: 
Описание: 

Скачать сертификаты участия
ИССЛЕДОВАНИЕ   ICILS  – первое международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности современных школьников  из разных стран мира, в т.ч.  Европы, Азии, Северной и Южной Америки  (21 страна-участница).  
Компьютерная и информационная грамотность понимается как  способность использовать компьютеры в личных, исследовательских, творческих  и коммуникационных целях, чтобы успешно участвовать  в учебной, производственной и общественной деятельности. Это соединение  технической компетентности в области ИКТ (т.е. навыков  владения техническими возможностями  компьютера и/или определенным программным продуктом) и интеллектуальных способностей для достижения целей коммуникации.
В результате данного исследования были получены ответы на такие вопросы:
·         насколько хорошо подготовлены современные школьники к учебе, работе и жизни в век информации
·         насколько отличается уровень компьютерной и информационной грамотности  учащихся внутри страны и между странами
·         какие факторы влияют на компьютерную и информационную грамотность школьников
·         какова роль школьного образования  в повышении компьютерной и информационной грамотности.
 
Данное исследование не предусматривало оценивания успешности отдельных учащихся, школ, учителей, директоров школ. Собранные данные позволили провести мониторинг образовательных систем и предоставить информацию, касающуюся политики в области использования ИКТ в образовательном процессе, не идентифицируя никого из респондентов.
Исследование ICILS включает в себя:
·         автоматизированное тестирование и анкетирование учащихся 8 класса;
·         анкетирование учителей, ведущих занятия в 8 классе, директора и ответственного за информатизацию школы.

Цель: 

В 2010-2014 гг. Россия принимала участие в Международном исследовании  компьютерной и информационной грамотности (International Computer and Information Literacy Study, ICILS 2013). Инициатор и организатор исследования - Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). По поручению Минобрнауки России НФПК являлся национальным центром данного исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ   ICILS – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни  подготовки  в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, измерить и проанализировать выявленные различия,  способствовать продвижению обучения в этой сфере  на национальном и международном уровнях.
 
 

Результаты: 

Некоторые результаты исследования ICILS в целом и по России:
·        По уровню компьютерной  и информационной грамотности (КИ-грамотности) школьников  в целом   Россия занимает 8 место среди стран-участниц. Средний показатель КИ-грамотности российских школьников – 516 баллов. Более высокий уровень КИ-грамотности продемонстрировали школьники из Чехии, Австралии, Польши, Норвегии,  Кореи.
   ·      Хотя учащиеся выросли в эпоху информации и ИКТ, это вовсе не означает, что они являются «цифровыми аборигенами». Во всех странах-участницах  в среднем 17% школьников не достигли низшего (1-ого по шкале ICILS) уровня  КИ-грамотности. В среднем только 2% школьников достигли  высшего (4-ого) уровня КИ-грамотности  (максимальный показатель у школьников Кореи – 5%).
·         Результаты российских школьников по уровням  КИ-грамотности: большинство российских школьников (62 %) продемонстрировали средний уровень  КИ-грамотности (2-й  и 3-й уровни), 36%  учащихся продемонстрировали низкий уровень КИ-грамотности (1-й уровень  или ниже), и только 2%  школьников достигли  4-ого  уровня КИ-грамотности,  который предполагает навыки критического мышления при поиске информации в Интернете.
·         Уровень компьютерной и информационной грамотности у девочек выше, чем у мальчиков по всем странам-участницам ICILS.
·         В среднем по всем странам-участницам ICILS  36% учащихся  пользуются компьютером более 7 лет, в России доля учащихся с таким опытом работы на компьютере   - 32%.
·         Учащиеся больше используют ИКТ дома, чем в школе. В среднем по исследованию  ICILS  87 % школьников пользуются компьютером  минимум 1 раз в неделю дома,  и только 54% отметили, что используют компьютер с такой же частотой в школе. По России эти показатели составляют  94,9% и  72,5% соответственно.
·         Российские школьники - активные пользователи сети Интернет. Так в России зафиксированы  самые высокие показатели использования Интернета школьниками для социального общения.
·         В России 34% учеников мегаполисов  (города с населением более 1 миллиона человек) показали 3-й и 4-й уровень КИ-грамотности, что в три с лишним раза превышает успехи сельских учеников (9%).  Не достигают первого уровня  КИ-грамотности в селе 19% учеников, в мегаполисе – всего 3% (разница в 6 раз!).
·         Применение ИКТ в школе по-прежнему носит ограниченный характер. Учителя используют ИКТ в образовательном  процессе  только в том случае, если они  уверены в своих  ИКТ-навыках.
·         Только половина учителей во всех странах-участницах, по их собственным оценкам, являются уверенными пользователями ИКТ, причем этот показатель практически не зависит от возраста. 
 
Что дало исследование ICILS

  • Знакомство с современными подходами к оценке качества образования, к разработке рамки теста, инструментов оценивания и шкалы компьютерной и  информационной грамотности
  • Опыт  локализации и адаптации материалов международного исследования
  • Изучение методики отбора участников исследования, оценки результатов тестирования   и анкетирования и др.
  • Опыт  выполнения работ с использованием специализированных  компьютерных программ  по сбору и  обработке данных, оценке результатов и мониторингу исследования
  • Знакомство с методическим обеспечением исследования
  • Участие в анализе проблемных заданий, в обсуждении результатов исследования c международными экспертами и участниками ICILS.
Проект в цифрах: 

Всего в  рамках международного исследования ICILS прошли тестирование почти 60 000 учащихся 8-х классов из 3300 школ в 21 стране (образовательной системе). Результаты тестирования и анкетирования школьников были дополнены данными, полученными в ходе анкетирования примерно 35 000 учителей, а также  ответственных за информатизацию и директоров тех же школ.
В России для участия в исследовании (основной этап) было отобрано  208 городских и сельских школ из 43 регионов РФ. Общее количество участников исследования ICILS  - 7318 человек, в т.ч. 3907 учащихся,   2995 учителей, 208 ответственных за информатизацию в школе, 208 директоров  школ.

Заказчик: 
Министерство образования и науки Российской Федерации
Перспективы развития: 

В результате  участия в исследования ICILS НФПК приобретен положительный опыт  реализации международного проекта, работы в международной команде,  взаимодействия с  группой зарубежных экспертов.
Четкое соблюдение процедур и требований международного исследования, а также хороший уровень организации работ, предусмотренных  ICILS, в т.ч. проведение репрезентативной выборки  участников исследования, локализация и адаптация инструментария, организационно-методическое сопровождение и мониторинг  проведения исследования  в регионах,  сбор  и обработка данных, экспертная оценка результатов тестирования и анкетирования школьников и др., позволили России войти в основной список стран-участниц ICILS (14 стран из 21). Таким образом,  созданы  необходимые  предпосылки для  дальнейшего участия России  в данном исследовании – ICILS 2018. 

Продукты: 

Результаты международного исследования ICILS,  а также результаты обработки и анализа национальной базы данных и их сравнения в другими странами будут представлены в Итоговом отчете об участии России в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности  школьников, презентация которого состоится в сентябре 2015 г.

Услуги: 
Организации-партнеры: 
  • Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA)
  • Австралийский совет по исследованиям в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER)
  • Центр по исследованиям и обработке данных  (Data Processing and Research Center, IEA DPC).