! Новый сайт НФПК

Модели подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров

Ключевой персонал: 
Барышникова Марина Юрьевна
Воров Андрей Борисович
Дыдзинская Дарья Владимировна
Жураковский Василий Максимилианович
Чиннова Ирина Игоревна
Исследование моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития и повышения результативности сектора исследований и разработок
Направления: 
Описание: 

Существующая система инженерного образования не в полной мере отвечает требованиям высокотехнологичных предприятий и задачам экономического развития России в части импортозамещения и разработки наукоемких производств. 

 

Цель: 

Разработка предложений по совершенствованию моделей подготовки инженерно-технических и
научно-педагогических кадров, что будет способствовать повышению результативности
сектора исследований и разработок за счет внедрения усовершенствованных моделей
подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и
научных организациях.

Разработка прогнозных сценариев развития системы подготовки
инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации
эффективной государственной политики в сфере исследований и разработок.

Результаты: 

 1-й этап           

1.  Аналитический обзор научных и информационных источников в аспекте российского и зарубежного опыта подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности:

-          формирование библиографического списка научных и информационных источников;

-          подготовка аналитической справки на основе анализа сведений о российском и зарубежном опыте подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

2.  Сравнительный анализ подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом, и на его основе разработка «Методики сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом».

3.   Аналитический доклад по итогам сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.

Аналитический доклад основывается на системном подходе, в рамках которого подготовка инженерно-технических кадров рассматривается как комплексная, междисциплинарная, межведомственная проблема. 

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к описанию и сравнению системы подготовки инженерных кадров в России и за рубежом. В российских и зарубежных работах подготовка инженерных кадров рассматривается либо исключительно на институциональном уровне, либо через призму государственных программ и проектов. Проведенное  в рамках проекта исследование сочетает эти два подхода. 

2-й этап

1. Анализ современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации, включая:

- формирование перечня ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов для проведения анализа современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации;

- проведение анализа ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов с целью выявления современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации и составление перечня современных тенденций в этой сфере.

2. Сравнительный анализ моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, включая:

- разработку методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях;

- разработку входных и выходных форм для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях;

- сбор данных для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях и формирования массива исходной статистической информации;

- подготовку аналитической справки по итогам сравнительного анализа моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях

3. Подготовка аналитической справки о ключевых проблемах в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, включая выявление ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях. 

3.1      Анализ кейсов подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

3.2      Сбор данных экспертного обсуждения ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

3.3      Формирование перечня ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к описанию и сравнению моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, включая:

- выделение самих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров,

- разработку методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

Основным практическим результатом работ второго этапа Исполнитель считает разработку Методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, которая позволяет, прежде всего,  выделить лучшие практики ведущих российских вузов и научных организаций. 

3-й этап

1. Предложения по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях

2. Методика составления прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок

3. Аналитический доклад, содержащий описание прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок

4. Рекомендации по повышению эффективности Программы с целью совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях

5. Сборник лучших практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях

6. Рекомендаций по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок

В результате проекта выполнен комплексный анализ российского и зарубежного опыта подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности, подготовлены прогнозные сценарии развития данной сферы, а также сформулированы предложения по реализации государственной политики с целью эффективного кадрового обеспечения сектора исследований и разработок.

Проект в цифрах: 

Изучен опыт подготовки инженерных кадров 5 зарубежных стран. Сравнительный анализ и выработка рекомендаций и предложений проведены на основе опыта более 500 ведущих вузов и научных организаций.

Заказчик: 
Министерство образования и науки Российской Федерации