! Годовой отчет НФПК

Цифровая трансформация вузов

Дек 19, 2018

В условиях перехода к цифровизации РФ важная роль отводится российским университетам, в части подготовки кадров с необходимым компетенциями для современной цифровой экономики.

С 10 по 12 декабря 2018 года Национальный фонд подготовки кадров совместно с Global Innovation Labs провели обучение по программе повышение квалификации «Цифровая трансформация вуза».

Программа охватывала вопросы трансформации вуза в условиях цифровой экономики, требования к кадрам, налаживания индивидуальных образовательных траекторий через персональные образовательные программы на основе адаптивных технологий, формирования новой системы оценивания уровня сформированности компетенций цифровой экономики.

Основными спикерами выступили ведущие эксперты Балк Игорь Вениаминович, управляющий партнер Global Innovation Labs LLC., Полковникова Наталья Александровна, генеральный директор ООО "Юзалитикс", Кузнецов Александр Леонидович, управляющий партнер LANIT.Digital, Пустовой Тарас Викторович, технический директор Университета НТИ 20.35.

Открыла программу Исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова, которая отметила актуальность темы трансформации вуза, связанная с активным развитием цифры.

Сегодня мы затрагиваем тему цифровой экономики и того, как вуз должен реагировать на эти изменения внешней среды. Программа повышения квалификации «Цифровая трансформация вуза» базируется на практических вызовах и задачах актуальных для вузов, на реальном опыте, который апробирован. Что изменяется, как отвечать на внешние вызовы и как их использовать в своих интересах на эти и другие вопросы попробуем ответить и сформировать позицию в течение этих трех дней, прокомментировала Ирина Вадимовна.

В рамках программы Игорь Балк, управляющий партнер Global Innovation Labs LLC., дал общее представление о том, как современный мир пронизывает цифра, как цифровая экономика влияет на формирование образовательных запросов к вузам, как опираться на новые технологии и как в этой ситуации можно строить стратегию цифровой трасформации университета. С какими типовыми проблемами сталкивается вуз и какие возможные пути их решения.

В рамках работы на программе И.Балк отметил: «Конкуренция с другими региональными вузами - только в вашей голове, реально конкуренция глобальная. Чтобы выжить в глобальном цифровом мире, вам надо понимать правила игры на глобальном рынке. У вас не получится выживать, не конкурируя с глобальными вузами. Брать для себя как референс соседнюю область - бесполезно. Лучшие практики надо брать у лучших, откуда ноги растут. Нет готового IT-решения, которое всем подойдет. Не сложно найти то, что хочется, везде есть описания. Эксперты не нужны, чтобы рассказать, какую программу купить, наша обязанность - рассказать, что можно сделать, какую проблему решить, какие IT-инструменты решения нужны для решения. IT - это молоток, выбирайте то, что нравится – мы расскажем, куда бить и с какой силой».

На примере зарубежных университетов таких каких, как Western Sydney University, Наталья Полковникова, генеральный директор ООО "Юзалитикс" представила лучшие практики цифровой трансформации вуза.

В рамках программы Кузнецов Александр, управляющий партнер LANIT.Digital, рассказал о технологиях и инструментах, механизмах и мониторинге управления репутацией университета в Digital-среде.

В современных условиях ценность репутации возрастает в связи с усилившейся конкуренцией на мировом рынке. В условиях развивающихся интернет-технологий с каждым годом появляются новые инструменты и каналы управления онлайн-репутацией, подчеркнул Александр Леонидович.

Эксперт отметил важную роль, в успешности вуза, научной репутационной составляющей в среде мирового академического сообщества. Перед университетами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство.

На примере цифровой образовательной платформы «Острова 10-21», об образовании на основе больших данных, рассказал Тарас Пустовой, технический директор Университета НТИ 20.35. Одним из новаторских решений платформы стал сбор цифрового следа во время обучения и создание цифрового профиля компетенций. На основе постоянно пополняемого цифрового следа система анализирует профиль обучающегося и помогает выбрать из всего имеющегося образовательного пространства наиболее подходящие для него активности, сформировывая индивидуальное обучение. На выходе вместо диплома для каждого выпускника формируется персональный цифровой профиль компетенций, который отражает реальные достижения обучающегося.

Практикоориентированный формат программы обеспечил высокую вовлеченность слушателей в процесс решения заданий и позволил лучше усвоить материал и отработать полученные навыки.

По итогам программы слушатели получили удостоверения повышения квалификации от НФПК.

28 представителей из 17 университетов России и 2 университетов Республики Казахстан стали участниками первого набора по программе повышения квалификации «Цифровая трансформация вуза». В 2019 году НПФК и Global Innovation lab запланировали программу переподготовки по цифровой трансформации вузов, которая будет состоять из 6 модулей, с глубоким погружением по каждой теме.

По итогам программа «Цифровая трансформация вуза» была высоко оценена участниками, ниже представлены некоторые отзывы участников:

Дмитриевская Наталия Алексеевна

Заместитель директора института цифровой экономики и информационных технологий
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

─ Хочу выразить признательность за возможность сверить свой персональный компас с глобальными примерами цифровизации вузов. Понравился системный взгляд сверху. Для себя подчеркнула комплексный подход. Те вещи, которые обсуждали в рамках программы, такие как, большие данные, уникальны. Хотелось более длительного общения с экспертами, а также примеры составления онтологий и профилирования по компетенциям. По итогам обучения скорректируем предложения для руководства, по дальнейшей систематизации вещей, которые есть сейчас в вузе.

Сильчук Евгений Владимирович

Начальник управления цифровых технологий
Уральский государственный медицинский университет

─ Столь конструктивная критика в адрес одного университета позволяет выстроить стратегию трансформации вуза. Речь на программе была не только об инструментах и технологиях, но и о трансформации в целом, что является важным в обсуждении будущей стратегии. Хорошая подача информации, материал был упакован, сжат и с цифрами, эту информацию можно использовать в дальнейшей работе. Наиболее полезным для меня оказались подходы в рамках лекции «Тренды реорганизации университета, как учреждения в бизнес-структуру».

Чикунов Владимирович

Директор Учебно-практического центра информационных технологий
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханов

Программа интересная, получил больше чем ожидал. Подобных мероприятий много, но как правило они обобщенные. В данной программе понравилась конкретика, хорошо разобранные темы (качество жизни, пиар). Хотелось отметить высокую практическую составляющую, приемы по пиару и фокусировку деятельности на студентов. Не хватило времени на обсуждение, стоит разделить на отдельные модули по направлениям и по каждому направлению провести отдельные программы повышения квалификаций.

Михеева Татьяна Викторовна

Доцент
Алтайский государственный университет

─ Наше представление о программе было – конкретные технологии, которые можно внедрить в университет. Формат программы более универсальный – это тот случай, когда общий концепт можно наложить на собственный пример, понять свои проблемы и найти пути их решения. Для себя подчеркнул 5 групп концепций, которые планируем адаптировать под свой вуз.

Матвеев Дмитрий Николаевич

Заместитель начальника учебно-методического управления
Псковский государственный университет

─ Данное обучение специфично для людей с физико-математическим знанием, но для меня программа была также интересна. Я много, что знал ранее, как проректор вуза по образованию, но понял, что имеющихся исторических знаний недостаточно. Как юристу, хотелось бы получить итоговую примитивную формулу по различным видам деятельности вуза. Знания, полученные на программе необходимо сложить в единую мозаику, чтобы получить комплексный подход для вуза. Спасибо организаторам, преподавателям и коллегам за представленную возможность! Будем определять стратегию по дальнейшему внедрению.

Густавин Григорий Константинович

Инженер
Псковский государственный университет

─ Много актуальной информации. Ожидали более узкий формат, однако программа позволяет посмотреть на работу вуза в более широком формате и увидеть со стороны проблемы и недоработки. Наиболее интересная тема оказалась для меня ─ это пиар и анализ цифрового следа. Сейчас в вузе стоит задача сбор основных потоков информации ─ это тот момент, когда надо собрать и обрисовать полную карту бизнес-процессов, для того чтобы предложить конкретные решения.

 Седов Дмитрий Владимирович

Руководитель департамента информационных технологий
Вятский государственный университет

─ Программа превзошла ожидания. Понравилась практико-ориентированность. Пожелание: организовывать еще больше практики в команде, в т.ч. через цифровые сервисы и платформы. Собрать всех коллег и обсудить через полгода года, что реально было сделано по итогам программы. Для себя и своих коллег написал перечень технических заданий. Уезжаю с позитивом.

Никулин Сергей Викторович

Проректор по образованию
Вятский государственный университет

─ Понравился формат общения. К сожалению, в рамках 3-х дней проговорить все невозможно. Необходима детализация тем. SWOT анализ не был привязан к лекциям экспертов, поэтому его можно сделать заранее и получить аналитику по группе. По итогам обучения понял, что университет на стадии проектирования и необходимо задать себе вопрос "А как ты будешь измерять показатели?" Показатели, которые в дальнейшем помогут сделать аналитику и управлять ресурсами, помогать принимать управленческие решения.

Сенченко Павел Васильевич

Декан факультета систем управления
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

─ Многое в вузе уже внедрено, поскольку цифровая трансформация в университете идет с середины 2000-х годов. В вузе уже есть полноценная образовательная система сбора заявок, однако отсутствует система сбора цифрового следа и система одного окна. Попытаюсь все, что я услышал, аккумулировать и донести до руководства, хотя бы в части изменения пиар-стратегии. Эту трансформацию точно будем делать. Хотелось бы отметить значимость домашних заданий, поскольку сразу погружаешься в специфику семинара. Понравилась высокая квалификация спикеров, практикоориентированный подход, примеры и работа с фидбеком. Тем не менее, мало времени на такую обширную тему, хочется получить обобщенный SWOT анализ и рекомендации по каждому блоку типичных проблем.

Янковский Сергей Станиславович

Заместитель начальника учебно-методического управления
Ульяновский государственный университет

─ Планируем в вузе проработать механизмы взаимодействия со стейкхолдерами (абитуриентами, студентами, индустриальными партнерами). Хотелось получить анализ региональных практик, их плюсы и минусы.

Однокурцев Константин Андреевич

Начальник учебно-методического управления
Иркутский национальный исследовательский технический университет

─ Полученные знания в рамках программы меняют представление от цифровой трансформации в целом. Для себя я увидел взаимосвязи, которые до этого не замечал и не считал существенным. Хочется больше конкретики и практики, больше кейсов с реальными примерами. Увезу с собой целостное представление о подходе к трансформации и слово "релевантность", которое буду ставить во главу угла.

Копайгородский Алексей Николаевич

Начальник отдела информационных систем
Иркутский национальный исследовательский технический университет

─ Понравился результат и процесс обучения: лекции, интерактив и семинары. Увезу с собой вещи, которые понимал, но на которых не акцентировал внимание, такие как клиентоориентированность вуза. Готовый рецепт дать невозможно и каждый вуз должен для себя понять, что ему нужно и что актуально.

Зобнин Юрий Александрович

Доцент
Тюменский индустриальный университет

─ Представленные темы легли на наше видение. Морально и когнитивно я был готов к рассказанному. Подходы очень импонируют и понятны. Для себя отметил формат игры в рамках лекции "Цифровая трансформация бизнеса".