! Годовой отчет НФПК за 2018

Институциональная среда в развитии магистратуры

Окт 15, 2019

Презентация результатов затронула методологические аспекты исследования, основные результаты проведенной апробации системы показателей институциональной среды для развития магистратуры, а также результаты факторного анализа, который обеспечил проверку разработанной системы показателей на надежность и сделать вывод относительно потенциала будущей системы для развития института магистратуры в ведущих вузах страны, сотрудничающих с Благотворительным фондом Владимира Потанина в рамках Стипендиальной программы.

3 октября 2019 г. на площадке Национального фонда подготовки кадров состоялся семинар из серии мероприятий проекта «Магистратура 5.0», посвященный  результатам апробации подхода к оценке развития магистратуры в российских вузах на основе показателей институциональной среды. 

Апробация стартовала 24 июля и завершилась в середине августа 2019 года. В результате электронного анкетирования данные предоставили 32 университета.из 75 вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина. Среди них 5 федеральных университетов, 8 национальных исследовательских университетов, 6 опорных университетов и 13 ведущих вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина, не имеющих специального статуса.

Географию исследования составили такие регионы России, как Томская, Новосибирская, Самарская, Белгородская, Тверская и Тюменская, Воронежская, Нижегородская, Челябинская и Свердловская области, Пермский и Приморский края, Москва и Санкт-Петербург, республики Карелия и Татарстан.

Разработанная система показателей институциональной среды для развития магистратуры, как рассказала руководитель проекта Ольга Перфильева, в результате апробации прошла проверку на надежность входящих и выходящих параметров и с точки зрения. методологии рейтингования может рассматриваться, как заслуживающая доверие при последующем проведении пробного ранжирования вузов.

Одним из значимых результатов апробации является корректировка разработанной системы показателей на основании проведенного факторного анализа и перехода от гипотетической к объективной модели институциональной среды для развития магистратуры, которая может быть описана итоговым набором параметров, которые были представлены в итоговой презентации к семинару.

Комментируя методологическую часть презентации, исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова отметила, что движение в сторону пересмотра оснований мониторинга эффективности российских вузов необходимым образом должно учитывать аспекты, связанные с развитием магистратуры в российских вузах и тем вкладом, который вносят университеты, поддерживая магистратуру на институциональном уровне. Тем интереснее, по мнению эксперта, был бы дальнейший анализ полученных результатов апробации с точки зрения сравнения вклада вузов в развитие магистратуры разных групп и категорий.

Марина Барышникова, заместитель исполнительного директора НФПК, подчеркнула, что результаты апробации позволили подтвердить гипотезу о модели институциональной поддержки, которая формируется внутри университетов для развития магистратуры, и сделать вывод, что дальнейшее использование разработанной модели для решения практических задач обосновано. Например, для повышения эффективности поддержки магистратуры, реализуемой в рамках Стипендиальной программы Владимира Потанина.

Директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Шульгина, в свою очередь, обратила внимание участников семинара, что в рамках своей деятельности Фонд поддерживает инициативы университетов, направленные на раскрытие потенциала магистратуры в российских вузах, в т.ч. через реализацию <a data-cke-saved-href="https://www.fondpotanin.ru/competitions/professors-grants/" href="https://www.fondpotanin.ru/competitions/professors-grants/" target="_blank>грантового конкурса для преподавателей магистратуры вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина. Наталья подчеркнула, что результаты этого конкурса и других инициатив фонда отражают стремление вузов к развитию программ магистратуры и формированию благоприятной институциональной среды, необходимой для этого процесса.

В ходе семинара были представлены основные выводы из статистического анализа полученных результатов исследования, сформулированы ключевые тренды развития магистратуры в вузах, принявших участие в апробации.

Также были сформулированы некоторые направления анализа, перспективные для развития на следующем этапе реализации проекта «Магистратура 5.0». К таковым были отнесены актуальные вопросы:

  • развития академической мобильности под воздействием магистратуры;
  • влияния магистратуры на развитие постдипломного образования в российских вузов и вклада магистратуры в рост внебюджетных средств вузов от образовательной деятельности;
  • прямого вклада вузов в развитие магистратуры и ее устойчивости в сравнительной перспективе по отдельным группам российских вузов;
  • влияния магистратуры на развитие интернационализации российских вузов.

Представленные в ходе семинара результаты проведенного факторного анализа на той же базе полученных данных позволили проверить состоятельность разработанной системы показателей, формализовать модель поддержки магистратуры в российских вузах и сформировать основу для выработки практических рекомендаций по развитию и повышению эффективности магистратуры в вузах-участниках Стипендиальной программы Владимира Потанина.

В качестве важных практических результатов от апробации экспертами были выделены в т.ч. рекомендации для вузов-участников:

  • по внедрению и реализации на институциональном уровне системы внутреннего мониторинга развития институциональной среды магистратуры;
  • по развитию новых компетенций у сотрудников вузов, способствующих продвижению образовательных программ магистратуры и установлению новых партенрских связей вузов с внешней средой за счет специальных программ подготовки или повышения квалификации.

Данные практические результаты ожидаются по итогам реализации проекта «Магистратура 5.0».

В целом, эксперты подчеркнули значимость многофакторного подхода к оценке развития магистратуры и той институциональной среды, которая формируется в российских вузах, принимающих участие в Стипендиальной программе Владимира Потанина.

Будучи сложным феноменом, магистратура не может быть описана односторонне, для понимания внутренних механизмов ее развития требуется наличие факторов, совокупно влияющих на развитие магистратуры. Данный тезис вносит определенное понимание того, в каком направлении возможно развитие разрабатываемой системы оценки. Возможно, необходимо вести речь о многомерном ранжировании вузов, где вклад вузов в развитие магистратуры определялся бы совокупностью параметров развития институциональной среды.

На этот вопрос эксперты попробуют ответить в ходе следующего экспертного семинара в рамках мероприятий проекта «Магистратура 5.0», который запланирован на декабрь 2019 года.

Видео-запись вебинара